КУЛЬТУРА   
Православная икона   
Православная икона

Андрей Рублев. ТроицаСлово «икона» происходит от греческого «eikon» («образ», «изображение»). Иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа.

Иконам поклоняются, им молятся, ими исцеляются, спасаются в критических ситуациях. Иконы украшают христианские храмы и домашние молельни, являясь неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина.

В период становления христианской эстетики в Византии было выработано новое по сравнению с античностью отношение к изображению святых и сформулировано учение об иконе. Это учение стало важнейшим звеном византийской богословской системы и явилось теоретическим фундаментом для всего восточно-христианского мира.

Первую апологию религиозных изображений написал Иоанн Дамаскин (ок. 676 — ок. 754) в период ожесточенной полемики с противниками икон. Иконоборцы доказывали, что нельзя изобразить Бога, поскольку божественная природа непознаваема и неописуема. Иоанн Дамаскин соглашался, что невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но утверждал, что воплотившегося в человеческую плоть и жившего среди людей сына Божия Иисуса Христа изображать не только можно, но и необходимо.
Давидова М. Г., Е. Шлычкова

Пространство и время в иконе.
Икона XVI века «Притча о хромце и слепце». УвеличитьКанон в иконе это не только целостная система правил создания изображений, определяющая их форму, символику и возможности сочетаемости друг с другом, но также стройное мировоззрение. Поскольку мировоззрение немыслимо вне пространства и времени, можно сказать, что иконописный канон как особое художественное мировоззрение – это пространственно-временная формула, существующая в разных творческих версиях.

Пространство иконы раскрывается при помощи обратной или сферической перспективы. О. Павел Флоренский в своей работе об обратной перспективе пишет, что этот прием используется в иконописи намеренно. Именно у лучших иконописцев он выражен наиболее сильно. Обратная перспектива может служить «приемом подчеркивания». Так, зачастую Евангелие является живописным центром в иконе. Оно дается в обратной перспективе и боковые грани пишутся в ярких тонах.1 Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой. Если в картине наше внимание привлекают изображения первого плана, то на иконе – образы, находящиеся за гранью понимания.
Андрей Рублев. Евангелист Лука. Конец XIV в. Евангелие Хитрово (л. 102 об.) Государственная Российская библиотека  border= Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия. Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.
Что мы знаем об иконах?


Иверская икона БМ Сын Божий Иисус Христос нередко изображается в виде Младенца — прежде всего на богородичных иконах. Кроме того, образ Спасителя присутствует и на большинстве праздничных икон, каждая из которых имеет свой сюжет и композиционные особенности.

Не может обойтись христианин без иконы Богородицы „теплой заступницы мира холодного“. Как с младенческих лет каждый привыкает обращаться к родной матери за помощью и поддержкой, так и до смертного часа человек может молитвенно прибегать к заступничеству нашей Матери всеобщей.
Изображение Приснодевы имеют уже более тысячи вариантов, но все они восходят к нескольким образцам, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первым нужно назвать тот тип изображения Богоматери, который именуется Умиление. К иконам Умиление относятся такие распространенные иконы, как Донская, Федоровская, Жировицкая, Почаевская, Толгская и многие другие. Иконография этого типа основана на изображении Божией Матери и Богомладенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. В этой композиции символизируется любовь Бога и человечества, олицетворенного Приснодевой. Выделяется же среди всех — величайшая святыня Русской земли — чудотворная икона Богородицы, именуемая Владимирской. По преданию, Сама Божия Матерь при виде только что созданного духовного Ее изображения сказала: „ Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет“.
Лазарев В.Н. История византийской живописи

ОБ ИКОНОПИСИ
Из «Предисловия»:

Не подлежит никакому сомнению, что основная задача изучения византийского и восточнохристианского искусства сведется в дальнейшем к все более точному установлению значения отдельных школ при одновременном признании за Константинополем ведущей роли. Руководствуясь этим же стремлением к конкретизации понятия византийской живописи, я вполне сознательно сузил не только территориальные, но и хронологические рамки этого понятия, так как, по моему глубокому убеждению, ни памятники IV–V веков, ни памятники XVI–XVII столетий не могут быть использованы для раскрытия его содержания.
Мысли об иконе (Беседа художников Павла и Сергея)

Здесь же разделы «Наши иконы»и «Иконы наших друзей».

Акафист Богоматери

Рассказывается подробно с раскрытием клейм о трёх иконах:
1. Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах (Конец XIV в.)
2. Благовещение с акафистом (Первая половина XVI в.)
3. Богоматерь Тихвинская с акафистом (Первая половина XVI в.)

Христианство в искусстве

Александр Белашов

иконописец, выпускник художественного института им.Строганова, по специальности – художник-монументалист


Православные говорят, о недопустимости изображения святых в западной живописной манере. До конца XIX века художники иначе просто не умели и не могли думать. Культура была настроена на Запад, думала западными мозгами. И иконопись была еще не открыта, не узнана. Но именно в то время начинался поворот, и были, кстати, очень высокие образцы церковного искусства — иконостасы, росписи. Взять ту же Афонскую школу и Валаамскую икону Божией Матери. Это очень высокий духовный уровень. Да вспомните хотя бы портрет, который послужил основой для иконы преподобного Серафима Саровского. Этот пример можно сравнить с молитвой. На церковнославянском языке она звучит возвышенно и образно, но ведь есть и Молитва Оптинских старцев — на русском языке, и это также и возвышенно, и духовно.

Но если вернуться к вопросу западного художественного мышления, то у тогдашних наших живописцев была одна очень сложная «формальная» проблема: несоответствие этой живописной манеры и архитектуры русского православного храма.
Для росписи наших церквей эта манера никак не подходит, она «разрушает» архитектуру. Дело в том, что западная иллюзорная живопись создаёт пространственные дыры, как будто особые «окна» в храме. Но такие вот окна хороши, если это картины на плоской стене, в раме, или обманки (в Древнем Риме даже вешали верёвку, чтобы гости, подвыпив, не ударились о стенку с такой обманкой). А архитектура православного храма от таких иллюзорных дыр «разваливается». Да и вовсе неясно, зачем там нужны эти нагромождения облаков, таких же, как на улице, на которых почему-то стоят святые…



© 2003-2016 Разработка и дизайн сайта - d-studio