Святоотеческое наследие


Поучения старца Паисия

Старец из кельи Панагуда - это богослов опыта. Он не имеет мирской образованности. Он закончил начальную школу и его профессией в миру было столярничество. При письме старец делает орфографические ошибки. В разговоре он не отличается риторским искусством. Но его писания (на сегодня опубликованы три книги) поразительны, его слова - это выражение опыта. Старец - великий учитель Православия. Сказанное им становится широко известным и убеждает людей. Даже совершенно мирские люди принимают его слова, и поэтому пытаться записать его поучения не только похвально, но и необходимо, дабы они не были забыты с течением времени.

  • О любви
  • Добродетельный человек
  • Пример святых
  • О молитве
  • О помыслах
  • О послушании и терпении
  • Подвиг и духовная жизнь
  • Современные христиане
  • Об испытаниях
  • Разное
  • Духовный мед

  • О любви

    1. Старец сказал: "Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним".

    2. Старец сказал: "Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу". То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь.

    3. Старец является жизнеописателем святого Арсения Каппадокийского, который славился своею великою любовью. Об этом пишет отец Паисий: "Жизнь отца была святой и, подобно духовному генератору, который приводила в движение великая и всеобъемлющая любовь Божия, всегда чудесным образом сообщала благодать Божию не только христианам, но и туркам, и верующим, и неверующим".

    4. Старец сказал: "Кто от чистой любви труждается ради своего ближнего, тому само утомление приносит отдых. Тот же, кто любит себя самого и ленится, утомляется от своего бездействия". Мы должны обратить внимание на то, что должно побуждать к делам любви, как нам указывает старец. Я должен труждаться ради другого от чистой любви, и ничего более не имею в виду. Многие проявляют свою любовь по отношению к некоторым людям, и тут же делают их подвластными себе.

    5. Старец сказал: "В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто наше великое благоговение перед Христом". Этим сохраняется христианская любовь и качественно отличается от любви мирских людей.

    6. Милостыня - это выражение любви. Современные христиане почти забыли эту добродетель. Старец напоминает не только о ее необходимости, но и о ее духовных плодах: "Духовного изменения, которое происходит в душе, и сердечного ликования от одной только милостыни или благодеяния ближнему, не может дать даже величайший лекарь, если ты и дашь ему целый мешок долларов. Пенсионеры пусть жертвуют своими временем и деньгами, чтобы спасти беззащитных детей какой-нибудь разбитой семьи". И в другой раз он сказал на ту же тему: "Если бы человек хорошенько исследовал душевную пользу и внутреннее ликование, которое он чувствует даже в этой жизни и от одного маленького благодеяния, сделанного своему ближнему, тогда бы он упрашивал ближнего принять это благодеяние, и даже был бы ему за это благодарен. Ибо изменение, которое происходит в душе, и радость, которое чувствует сердце милостивого человека, даже и от одного кусочка хлеба, поданного сироте, не может дать ему никакой величайший лекарь, даже если и заплатить ему целый мешок долларов".

    Добродетельный человек

    1. Старец пишет: "Когда я приехал на Святую Гору, я обошел Сад Богородицы, как обычно делают все новоначальные, чтобы найти благоуханные цветы Божией Матери (святых старцев), дабы позаимствовать у них немного духовной пыльцы". Будем прославлять Бога за то, что и сегодня многие христиане ищут этой духовной пыльцы. Есть, конечно, и такие, которые, хотя и религиозны, но не ищут ее, потому что их идеал - это внешнее христианство, а не благоговение, развития ума, а не сердца.

    2. Старец сказал: "Если вы сравните меня с каким-нибудь великим святым, то я - ничтожество. Если же сравните меня с тем, кто проводит ночи в барах, местах развлечения и живет распутно, то я кажусь как будто святым".

    3. Старец сказал: "Добродетель не скроешь, как бы кто этого ни хотел, как солнце не закроешь решетом, ибо сквозь отверстия проникнет много лучей".

    4. Есть монахи, достигшие многого в духовной жизни, и Бог дает им дар прозрения. Отец Паисий говорит, что они имеют духовный телевизор и являются радистами Бога.

    5. Старец сказал: "Добрый человек всех женщин видит своими сестрами. Даже когда он видит заблуждшую женщину, он должен говорить: "Если бы она была настоящей моей сестрой, то она бы опозорила меня, и я не смог бы смотреть людям в глаза. Поэтому, слава Богу, что она не настоящая моя сестра". Поступив так, он не попадет в ее сети".

    6. Божиим людям народ доверяет, потому что видит на их лицах божественное сияние, и потому открывает им свое страдающее сердце и получает исцеление. То же случалось и с Хаджи Георгием Афонским, как нам рассказывает отец Паисий[1].

    7. Из беседы отца Паисия с семинаристами. - Батюшка, ныне, когда все находится в кризисе и наша жизнь подвергается критике со всех сторон, скажи нам о духовном подвиге, которым мы должны подвизаться. И старец ответил: - Послушайте, люди, которые сегодня подвизаются, духовные люди, непременно получат большую награду, и наше время, когда повсюду и везде разлит грех, восхваляемый, как добро и предлагаемый всеми, подвиг и старание подвизающегося, поймите это, похвальны более, нежели когда-либо в другие времена. И знайте это, чада мои: добрый и праведный человек, подвизающийся и старающийся идти по Божьему пути, он - самый лучший и желанный для всех. Для всех он желанен, никто к нему не питает отвращения, все хотят быть с ним в дружбе.Чтобы пояснить сказанное мною, приведу вам один пример. Воры идут и крадут. Потом, когда они садятся делить добычу, как вы думаете, кого они берут для дележа? Еще большего вора, или самого справедливого? Конечно, справедливого, а не вора или мошенника. И, разумеется, вполне возможно, что все воры, общаясь и водя между собою дружбу, все же почитают праведного человека, который не таков, как они сами. Поэтому, они хоть и водят сами дурные компании, но, когда хотят что-то сделать, например, выдать замуж свою дочь, отдают ее все-таки не за самого горького пьяницу и бродягу из своих друзей, но, насколько это возможно, за самого хорошего и правдивого человека".

    Пример святых

    1. Отец Паисий писал: "Потомки имеют священный долг писать о божественных подвигах Святых Отцов их эпохи и о прилежном труде, который те подъяли, дабы приблизиться к Богу. Когда мы пишем о святых, мы, естественно, снова получаем пользу, потому что при этом мы их вспоминаем и стараемся им подражать, и тогда святые умиляются и помогают нам, чтобы и мы пришли к ним".

    2. Старец сказал: "Святые скрывают свои добродетели различными способами. Неглубокие люди не могут их понять, и поэтому понимают их неправильно".

    3. Старец сказал о самом себе: "Когда я был маленьким и с любопытством слушал то, что рассказывали об отце Арсении знавшие его, это с большой легкостью запечатлевалось тогда на моем мягком сердце, еще не имевшем греховной накипи".

    4. Отец Паисий в полноте обрисовал нам духовный облик святого Арсения: "Правую веру он проповедовал праведной жизнью. Плоть его истаяла в подвиге от теплой любви к Богу, и он изменял души божественной благодатью. Он имел глубокую веру и исцелял многих, верующих и неверующих. Мало слов, много чудес. Он переживал многое, и скрывал многое. Под твердой внешней оболочкой он скрывал свой сладкий духовный плод. Очень строгий по отношению к самому себе, он был самым нежным отцом для своих чад. Он приучал их не к букве закона, а к его смыслу, к усердию. Как служитель Вышнего, он не касался земли, и как Его сослужитель он сиял миру. Его прославил Бог, потому что его святою жизнью непрерывно прославлялось имя Бога, Которому подобает всякая слава во веки. Аминь".

    О молитве

    1. Старец сказал: "Четки - это как рукоятка ручного зажигания в механизмах, провернув которую несколько раз, мы прогреваем мотор, и он начинает работать сам. Нечто подобное происходит и при молитве по четкам. Мы произносим молитву, и согревается наша душа". И в другой раз он сказал нечто подобное: "Непрерывно перебирайте четки, пока не растают духовные льды, чтобы привести в действие духовный механизм, когда сердце уже само будет творить молитву".

    2. Старец сказал: "Творить молитву мы должны везде. Как-то один водитель на Арнее сбил ребенка своим автомобилем. Ребенок совершенно не пострадал, потому что водитель творил молитву и во время езды". И в другой раз он сказал: "Как находящиеся в опасности корабли посылают сигналы "SOS", так и человек должен постоянно творить молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Молитва должна быть простой".

    3. Молитва нуждается в подготовке. Старец всегда советовал: "Прежде молитвы читайте несколько строчек из Евангелия или Патерика. Так согреется ваша мысль и перенесется в духовную страну".

    4. Старец сказал: "Предатели, ослабляющие молитву - это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом - молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг. Также предохраняют нас от греха и помогают нам мысли о смерти, суде, рае, аде и благодеяниях Божиих. Бог наблюдает за нашим сердцем и проверяет, куда оно склоняется. От этого придет страх Божий, зрение самого себя, отвержение плохих помыслов и чувств, и соблюдение нравственной чистоты. Будем всегда проверять самих себя: каемся ли мы в прошлых согрешениях и боимся ли своих немощей. Но не будем терять надежды спасения".

    5. Старец сказал: "Пусть большую часть вашего подвига составляет молитва, ибо она поддерживает наше общение с Богом. И это общение должно быть постоянным. Молитва - это кислород души, ее настоятельная потребность, и она не должна считаться тяжелой повинностью. Чтобы молитва была услышана Богом, нужно, чтобы она исходила из сердца, совершалась со смирением и в глубоком чувстве нашей греховности. Если молитва не от сердца - нет в ней пользы. Бог всегда слышит молитву человека, духом пребывающего горЕ. Прилежное чтение Священного Писания очень помогает молитве, согревает душу и переносит молящегося в духовную страну".

    6. Старец сказал: "Убегай от сильного врага - болтовни с людьми. Как облако закрывает солнце, так болтовня омрачает душу. Молитва должна быть радостью и благодарением, а не вынужденной и сухой формальностью. Молитва - это отдых. Душа не устает в молитве, ибо, беседуя с Богом, она отдыхает. Будем всегда начинать молитву с чтения Священного Писания, святоотеческих и подвижнических книг, потому что чтение услаждает ум и согревает сердце. Чтением согревается душа и переносится в духовный мир. Цель чтения состоит в том, чтобы ум усладил сердце и пошла сердечная молитва. Только сердечная молитва является молитвой, ибо совершается с болезнью и приносит результаты".

    7. Старец сказал: "Молясь, вы должны стоять со смирением и простотою маленького ребенка, дабы удостоиться отеческой заботы. Признавайте свою немощь и ничтожество, чтобы вас покрыла милость Божия, потому что как тень следует за предметом, так и милость Божия - за простотою и смиренномудрием. Тот, кто чувствует свою греховность и воздыхает из глубины души, выше того, кто может воскресить мертвого и своим учением помогать всему миру. Кто достиг познания своей духовной немощи, тот достиг совершенного смирения".

    8. В своей книге о святогорских подвижниках старец писал: "Спокойная ночная молитва приносит большую пользу своим безмятежием и очень полезна для нашего духовного возрастания, подобно тому как тихий ночной дождь много помогает всходу растений. Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и была принята Богом? Сделай страдание ближнего своим страданием. Даже одно сердечное воздыхание о своем ближнем приносит реальные плоды. Божественное извещение о принятии молитвы есть божественное утешение, которое человек чувствует после молитвы".

    9. Старец сказал: «Во всех жизненных ситуациях наиболее реальную помощь нам оказывает молитва».

    10. На вопрос одного посетителя, правильно ли молиться Божией Матери о спасении, поскольку мы знаем, что спасает только Христос, Старец ответил: «Христос – единственный наш Спаситель. Он принес Себя в жертву ради нас. Но теперь послушай. Если бы ты был каким-нибудь великим человеком и пришел вместе со своей матерью в город, где бы тебя все ожидали, то там приветствовали бы и тебя, и твою мать. Они говорили бы о ней лучшие слова, даже если бы и вовсе не знали ее. Ты, слушая это, радовался бы и гордился за свою мать. Так и Христос радуется и гордится за Свою Матерь, когда слышит, что мы говорим о Ней добрые слова. Смотри-ка, если бы какая-нибудь бедная женщина пришла к твоей матери и просила бы, чтобы она уговорила тебя определить ее на хорошее место, и ты бы сделал это ради своей матери, то эта женщина, несмотря на то что ты ее определил, говорила бы что ее спасла твоя мать. Так и мы говорим, чтобы Божия Матерь спасла нас, хотя власть у Ее Сына, Который смирен и радуется, слыша от нас хорошие слова о Своей Матери».

    11. Старец сказал: «Все наши молитвы идут к Богу. Мы молимся Божией Матери и святым, то есть просим их молиться за нас ко Господу, дабы наша молитва имела великую силу».

    12. Некто спросил Старца, как нужно молиться, и тот сказал: «С чувством того, что ты – маленький ребенок, а Бог – твой Отец. После этого начинай просить у Него. Если будешь просить всякие глупости, не печалься, Он не прогневается. Он смотрит на твое сердце и даст тебе то, что для тебя является лучшим. Так бывает и с ребенком, который просит отца купить ему мопед, потому что думает, что уже подрос. Но отец боится, как бы его ребенок не причинил себе зло, и может затянуть с покупкой, но потом купит ему автомобиль».

    О помыслах

    1. В одно из моих посещений старца я спросил его о помыслах, и он мне сказал:"Всегда имей добрый настрой. Чтобы ты понял меня, я расскажу тебе два случая, бывшие здесь. Однажды пришел мальчик, лет семнадцати, и постучал, чтобы я открыл ему. Было еще утро. Я выхожу и подхожу к проволоке. - Я хочу видеть отца Паисия, - говорит он мне. Я, чтобы немного испытать его настрой, говорю ему: - Его нет здесь. Он ушел на Карею купить сигарет. - Хорошо, я его подожду, отвечает мальчик, имея всегда в уме хороший помысел. - Уходи! - говорю ему. - Зачем ты его ждешь? Он... - Нет, батюшка, я хочу его увидеть! - настаивал мальчик. Этот молодчина имел хороший настрой, и я не мог смутить его, несмотря на то, что долго его терзал. Он не принимал плохого помысла. Это была хорошая душа. В другой раз пришел один человек и просил меня помолиться за его ребенка, который был тяжело болен. - Я что-нибудь сделаю, сказал я ему, - но должен и ты помочь. Конечно, ты не умеешь ни молиться, ни поститься, ни класть поколоны и т.д. Но избавься от одного своего недостатка. - Какого недостатка, батюшка? - спросил он меня. - Брось курить, - сказал я ему. Он внимательно выслушал меня, и, когда я открыл ему церковь, чтобы он зашел и приложился к иконам, незаметно для меня он оставил на одной стасидии пачку сигарет и зажигалку. Тот же час пришел другой, вошел в церковь, поглядел из любопытства и вышел наружу. Он пошел и сел вот на эту каменную приступку, которая у стены церкви, зажег сигарету и курит без зазрения совести. Я вышел наружу и увидел его. - Ба, дорогой, да ты куришь здесь, где церковь? Иди вон туда, под деревья, и кури там, а не здесь! - говорю я ему. Но он имел плохие и лукавые помыслы, и ответил мне с наглым видом: - Тебе-то какое дело до того, что я курю? Ты куришь в церкви, а я, куря снаружи, поступаю плохо? Я ему снова сказал, чтобы он ушел отсюда, но он упирался и говорил мне те же слова. "Но что он говорит?" - спросил я себя. Я не мог его понять. Вхожу в церковь и вижу пачку сигарет, оставленную исстрадавшимся отцом. Я тут же догадался, что этот человек неправильно меня понял и думал, что это мои собственные сигареты, и я курил в церкви! Я ему объяснил, что случилась на самом деле, но он имел дурной помысел. У него не было желания получить пользу. Он искал оправдания своему злу, чтобы сохранить его в себе. А тот мальчик, как я сказал прежде, имел хороший настрой".

    2. Старец сказал: "Сатана до последнего нашего вздоха не перестанет сеять в нашем уме лукавые и нечистые помыслы. Не будем придавать им значения. Оставим их пролетать мимо нас, как пролетают птицы в воздухе. Пустим в ход фабрику добрых помыслов. Что мы дадим ей, то и получим. Дадим железо - и получим железо. Дадим золото - золото и получим. Увиденное нами зло будем всегда превращать в добро. На все будем смотреть с простотою.Один монах, простой в сердце, увидел на одном японском радиоприемнике крест и, как вы думаете, что он сделал? Он не осудил японцев, поставивших на радиоприемнике крест, но сказал: "Слава Богу за то, что и японцы стали христианами". Если вам случится быть в какой-нибудь компании, где не говорят о духовном, молчите и не придавайте значения тому, что говорят, а тайно творите молитву. Так и молитва будет совершаться за тех, кто пустословит, и вы не получите вреда".

    3. Снова сказал старец: "Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред".

    4. Какому-то молодому человеку, который хотел стать его послушником, старец сказал: "Когда ты сам не имеешь благих помыслов, то чем тебе поможет старец? Если, для примера, человек по немощи делает зло, ты его осудишь за это. Теперь, если он при помощи Божественной благодати совершает какое-нибудь чудо, ты скажешь что он колдун, и поэтому сотворил чудо. Так думает человек, имеющий плохие помыслы".

    5. Старец сказал: "Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона - это псалмопение, ибо оно является и молитвою ко Христу, и презрением к диаволу". В другой раз он сказал: "Хульные помыслы изгоняются только равнодушием и презрением к ним. Когда они нас атакуют, будем петь. Они не наши, а чужие. Они приходят извне, подобно шуму самолетов".

    6. Двое паломников спросили старца, несут ли они ответственность за те помыслы, которые атакуют их ум, и он ответил им: "Я нахожусь здесь, а надо мной летят самолеты. Воспрепятствовать самолетам я не могу, и поэтому не ответственен за это. Но если бы я начал строить аэродром, тогда бы я взял ответственность на себя".

    7. Старец сказал: "Благой Бог оставляет демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своей злобой сдавать духовные экзамены на земле и достигать вечной небесной жизни. Пока живет человек на земле, он имеет право сдавать эти духовные экзамены. Переэкзаменовки не бывает. Итак, будем подвизаться, чтобы набрать духовный бал и пройти в рай".

    8. Пять изречений отца Паисия о помыслах:"Когда человек не принимает помыслов диавола, он поступает правильно". "Мы будем иметь благие помыслы тогда, когда все будем видеть чистым". "Столько силы, сколько имеет благой помысел, не имеет никакой подвиг". "Чистое сердце и чистые благие помыслы приносят душевное здоровье". "Плохой помысел препятствует Божественной благодати".

    9. Старец писал: "В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуетвя некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение".

    10. Старец сказал: «Самым хорошим делом является открытие завода по производству хороших помыслов». И в другой раз дополнил свою мысль: «Один благочестивый помысл равен целому афонскому бдению».

    О послушании и терпении

    1. Старец сказал: "Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью, и сказала: "Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит". И тоже стала христианкой".

    2. Старец сказал: "Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же - военной дисциплиной".

    3. В другой раз он сказал: "Для подчинения и послушания возраста не существует".

    4. Старец сказал: "Послушание - это ключ от дверей рая. Но только послушание, а не солдафонство, то есть вынужденное подчинение и молитва из-под палки. Никто не исцелился сам и никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем. С одним простецом, ухаживавшим за больным бедняком, случилось следующее. Однажды больной попросил дать ему покушать рыбки. Простец спустился к берегу моря и вошел в стоявший там храм, поднял руки к небу и в простоте помолился: "Христе, дай мне, прошу Тебя, рыбку для человека". И, о чудо! Тут же оказалась в его руках рыба! Благодаря Бога, он отнес ее больному".

    Подвиг и духовная жизнь

    1. Старец увещевает нас: "Годы проходят, люди стареют, поэтому не останавливайтесь на перекрестке. Выберите по вашему усердию какой-нибудь крест и идите одним из двух путей нашей Церкви. Последуйте за Христом на распятие, если хотите возрадоваться радостью Его воскресения". Два пути Церкви, о которых говорит старец, это брак и монашеская жизнь.

    2. Старец сказал: "Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле".

    3. На вопрос, какие книги дожен читать христианин, старец ответил: "Что нужнее: читать или исполнять? Подвиг ценнее знания".

    4. Беседуя с семинаристами, между прочим он сказал и следующее: "Избегайте поводов ко греху. Приведу один пример. Если кто-либо болеет сахарным диабетом и не должен есть сладостей, может ли он этого избежать, шатаясь по кондитерским? Будьте внимательны к искушениям. Все начинается с мысли, которой мы увлеклись. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в жизни. Величайшая радость - это служение другому человеку и прощение ему ошибок. Принимающий благодеяние чувствует человеческую радость, а творящий его - радость божественную".

    5. Старец, обращаясь к юношам, сказал: "Только отсекая свои страсти, мы можем помочь и другим, чтобы и они их отсекли. Молитва должна совершаться и сердцем, а не одними только устами".

    6. Один юноша просил старца рассказать ему что-нибудь из своей личной жизни, и тот ему сказал: "О духовном туризме, чадо мое?"

    7. Молодых людей старец убеждал: "Постарайтесь заполнить кассету сейчас, пока вы молоды, иначе же, когда состаритесь, то вперемешку с византийской музыкой будут слышны и бузуки".

    8. Старец сказал: "Длительные занятия богословием приносят вред. Нужны простота и исполнение на деле полученных знаний". В наше время слово отца Паисия имеет особенную ценность, ибо многие занимаются богословием теоретически, а в практике отстают.

    9. Старец, обращаясь к юношам, сказал: "Духовная работа должна быть с малого возраста, потому что, когда человек молод, он может работать и имеет на это силы. Когда же он постареет, ему будет трудно работать. Теперь я питаюсь тем, что накопил в молодости. И вы работайте сейчас, пока молоды".

    10. Одному семинаристу, носившему рясу, он сказал: "Бога ты вкусил внешне, а не внутренне. Внутреннее выше и чудеснее внешнего".

    11. Старец сказал: "Наша жизнь должна быть простой. Не имейте больших запросов, не ищите удобств. Однажды один немец принес мне машинку для резки хлеба. Он подарил мне ее для удобства. "Но что это? - сказал я ему. - Я в этом не нуждаюсь. Потом у меня и хлеб не всегда бывает".

    12. Отец Паисий писал: "Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой".

    13. Старец сказал: "Постарайтесь отсечь страсти и устранить недостатки, которыми наполнено ваше сердце. Все звери мира внутри него. Когда мы отсекаем свои большие страсти, легко пропадают и малые. Живите в непрестанном славословии и благодарении Бога, ибо величайший грех есть неблагодарность, и худшим из всех людей является неблагодарный".

    14. Изречения отца Паисия: "Если провода ржавые, сколько ни дави на вилку, ток не пойдет". "Насколько очистишь провода, настолько и воспримешь Божественное просвещение". "Сначала я распутаю мотки, а потом уже буду вязать четки". "Наше духовное преуспеяние, как и спасение, зависит от нас. Никто другой спасти нас не может". "Вышняя награда получается милостыней. Этого вышнего жертвенного духа не имеют те, у кого сердце ледяное. Но, к счастью, есть и у них добрая закваска". "Когда человек делает что-либо от всего сердца, то есть любит то, что делает, тогда он душевно не устает". "Добро побеждает по-доброму". "В простоте проходите путь своей жизни". "Телесное увечье может уцеломудрить душу". "Мы сдаем экзамены, чтобы пройти в вечную жизнь. Мы должны набрать хотя бы проходной бал". "Бог трудится для нашего блага. Но мы дадим ответ, потому что не работаем в этом направлении". "Не будем оправдывать себя, чтобы не препятствовать Божественной благодати". "Богу служат, а не учатся". "Зло начинается с недостатка веры в иную жизнь". "Верующая и благоговейная женщина ценнее, чем икона какой-нибудь святой, ибо эта женщина - живая икона".

    15. Старец указывает на одну духовную опасность: "Смотрите, не приобретайте себе доброго имени, потому что ваше доброе имя станет потом величайшим врагом вашего спокойствия. Требуется много внимания, чтобы монах вел духовный образ жизни, не приобретая себе доброго имени, потому что от мирских похвал становятся напрасными его труды. Для того же, кто вел рассеянную жизнь и покаялся, само то, что он пал в глазах окружающих, поможет ему преодолеть свой грех".

    16. Старец сказал: "Когда человек верит, что он действительно хуже всех, тогда одно "Господи, помилуй", сказанное им о мире, равно по силе тысяче "Господи, помилуй" кого-нибудь другого. Молитва должна стать для всех нас необходимостью. Будем молиться за нуждающихся в молитве и за весь мир. Разделим свою молитву на три части: одна - за нас самих, вторая - за живых и третья - за усопших. Будем регулярно подавать на проскомидию свои имена, чтобы иерей поминал их у святого жертвенника. Не будем доверять самим себе. Самоуверенность есть большое препятствие для Божественной благодати. Когда мы все возлагаем на Бога, тогда Он обязан нам помочь".

    17. Один посетитель отца Паисия спросил у него, почему он не чувствует Божественного Причащения так, как чувствовал его, будучи маленьким, и старец ему ответил: "Если у тебя есть дети, ты можешь это понять. Отец дает маленьким детям сладости. Позже, когда они вырастут, они должны будут покупать сладости сами. Так и Бог вначале дает благодать Свою даром, но потом желает нашего личного подвига, чтобы мы почувствовали Божественное Причащение".

    18. Духовная работа тяжела и бесконечна. Старец, беседуя со своими посетителями, приводит следующий пример: "Как вырезанная из дерева икона кажется незаконченной, если рассмотреть ее под увеличительным стеклом, так и душа человека несовершенна настолько, насколько открываются у человека глаза души и становятся подобными телескопу". И дополняет: "Каждый человек - либо зеркало, либо - крышка от консервной банки: если на него не упадут солнечные лучи, он не засияет".

    19. Старец сказал: "Сердце очищается слезами и воздыханиями. Одно воздыхание с болью душевной равнозначно двум ведрам слез. Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию. Погрузим душу в источники слез. Не ограничивайте молитву только словами. Сделайте всю свою жизнь молитвою к Богу".

    20. Духовный подвиг дарует радость душам людей. Старец говорит, что христиане, которые совершают ночные бдения, молятся и постятся "чувствуют такую радость, о которой не могут и помыслить те, кто ест все, что захочет и когда хочет, и пьет вина и прохладительные напитки".

    21. "Святой Арсений Каппадокийский, рассказывает нам старец, во дни своего затвора не только обретал в молитве небесные силы, но и его самого возносили на небеса Ангельские Силы".

    22. Старец сказал: "Когда мы заботимся о спасении своей души, тогда тело смиряется и страсти умерщвляются".

    23. Старец сказал: "Благодать Божия - это не цистерна, в которой со временем заканчивается вода, а неисчерпаемый источник".

    24. Старец сказал: "Будем всеми силами подвизаться, чтобы улучить рай, потому что без подвига никто не может войти в него. Врата рая очень узкие, и не слушайте говорящих вам, что все мы спасемся. Это дьявольская сеть, чтобы мы не подвизались. Это ему на руку".

    25. Чтобы духовный подвиг принес плоды, требуется несколько условий. Об этом старец сказал: "Тот, кто долго подвизается и не видит духовного преуспеяния, горд и эгоистичен. Духовное преуспеяние там, где много смирения, которое восполняет все. Духовное преуспеяние имеет тот человек, который чувствует, что внутри него все мерзко и непотребно. Усердный и ревностный подвиг с чувством своего убожества и надеждою на Бога - это духовный кислород. Все это придает надежность духовному подвигу".

    26. Старец сказал: "Будем всегда подвизаться с желанием и ревностию, чтобы не опечаливать и не огорчать нашего Ангела Хранителя, который день и ночь пребывает в суровой борьбе, чтобы передать нашу душу чистой в руки Божии. Не допустим, чтобы он шел к Богу с пустыми руками. Не отдавайте своего сердца суетным и привременным вещам мира, и не тратьте напрасно на них свое время, ибо в День оный мы дадим ответ. Время нам дано Богом, чтобы употребить его должным образом. Отдадим все наше сердце Богу, а не миру. Бог не требует от нас ничего, кроме чистого сердца. Отдавший свое сердце миру - враг Божий".

    27. Старец сказал: "Верующий должен находиться подле своего духовника, как больной, который находится подле врача. Приведу один пример. Если кто-то болеет, и врач советует ему наложить пластырь, то, когда у него заболит второй раз в этом месте, он уже не может снова наложить туда пластырь, не будучи осмотрен врачом. Если у него второй раз температура, то врач может прописать ему компресс. Но больной должен сходить к врачу. Так же бывает и с духовником". И в другой раз он сказал: "Одна и та же духовная болезнь в одном случае нуждается в одном лечении, а в другом случае - в другом".

    28. Семинаристам, посетившим его и спросившим о борьбе со злом, которое существует в мире, и о демонических воздействиях, которые они ощущают, старец сказал: "Послушайте, не все вещи дьявольские. Вот, скажем, кофе. Кофе не является дьявольским, но, когда кто-нибудь пьет много кофе, то его нервная система начинает расстраиваться, и он прибегает к помощи психиатров. Я ничего не говорю против, есть и хорошие психиатры, но они не нужны, если есть хорошие духовники. То же самое происходит и с вином. Вино освящается и благословляется, но когда его пьешь много, теряешь контроль над собой, и тогда диавол находит удобный случай, чтобы использовать это твое состояние".

    Современные христиане

    1. Старец сказал: "Не постигший смысла жизни похож на исправный механизм с остывшим двигателем. Это человек без идеалов, без жертвенного духа. Сердце его сковано льдом".

    2. Старец сказал: "Величайшая болезнь нашего времени - это приносящие беспокойство суетные помыслы мирских людей. Эту болезнь исцеляет только Христос при помощи душевной тишины, но нужно, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу".

    3. Отец Паисий указывает на духовную опасность, происходящую от мирского духа, господствующего в христианах нашего времени. По словам старца, люди расслабляются духовно, и может угаснуть православный подвижнический дух нашей Церкви. "Здесь мы должны быть внимательны, потому что, кроме того, что налицо большое расслабление, современные люди дошли до того, что создают еще и законы, потворствующие ему, и принуждают подвижников их исполнять. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с мирянами, и не думать, что они святые. Иначе же они сами впадут в расслабление и кончат тем, что станут хуже и самых распущенных мирян".

    4. Приходящим к нему юношам старец Паисий объяснял: "Есть духовный, а есть мирской дух, как существуют духовные и мирские взгляды в нашем обществе. Конечно, мирские взгляды побеждают духовные. В наше время имеющий духовные взгляды имеет в обществе меньше прав. И наоборот, имеющий взгляды мирские, в миру имеет больше прав. Он может бить, обижать, ругаться, делать все, что захочет, и добиваться того, что ему нравится. Но человек с духовными взглядами имеет и духовную логику. Его взгляды должны быть духовными, а не мирскими. Духовный человек должен быть равнодушен к мирским взглядам".

    5. Мирской дух - это большая угроза для православных. Он угрожает и монашеству. Противостояние ему - трудное дело, и каждый должен сопротивляться ему на деле. Старец очень обеспокоен этим явлением и часто советует христианам в миру, да и монахам, остерегаться этого коварного врага. В частности, он писал следующее: "Сильный мирской дух, господствующий в современном человеке, обративший все его старания на то, как жить лучше, с б'ольшим комфортом и меньшим трудом, к сожалению, повлиял и на большинство духовных людей, которые пытаются стать святыми, употребив как можно меньше труда. Но такого не бывало никогда, ибо "святые дали кровь и приняли Дух". И сердце ныне, радуясь обращению христиан к Святым Отцам и изумляясь молодежи, которая в стремлении к своим идеалам, посвящает себя монашеству, в то же время болит, потому что видит, как весь этот добрый человеческий материал не находит подходящей духовной закваски, не поднимается это духовное тесто, и кончается тем, что хлеб из этого невскисшего теста получается пресным".

    6. "Образованные" христиане не сподобляются чудесных явлений святых. Они отвергают все, что противоречит их железной логике. Древние христиане сподоблялись чудес, потому что были смиренны. Старец говорил об этом: "В наше время умножения знаний логика, к сожалению, покачнула самые основы веры людей и наполнила души вопросами и сомнениями. Как следствие, они лишились чудес, потому что чудо переживается на личном опыте, а не объясняется логически".

    7. Мирские люди интересуются внешним, а о внутренней жизни совершенно не подозревают. Их образ мысли старец изобразил следующим примером: "Мирские люди не хотят, чтобы у них во дворе были мусор и грязь, поэтому подметают двор и наводят порядок до тех пор, пока не будет все чисто. Собранный мусор они заносят в дом, чтобы он не был виден со двора. Так делают мирские люди. А внутри пусть будет мусор, но не снаружи, потому что это видят люди. А духовные люди, напротив, вычищают дом, выбрасывая мусор и не интересуясь тем, что скажут другие".

    8. Старец сказал: "Удобство рождает трудность. Сюда пришел один человек и спрашивал, что ему делать. У него три машины и множество расходов и трудностей из-за них. Я ему сказал, чтобы он ограничился одной машиной и меньше ездил, потому что множество машин, которые мы покупаем для удобства, создают нам проблемы. Из-за них нам приходится иметь мастерские, всевозможные механизмы, топливо. Возможны и аварии. Чем больше мы создаем удобств, тем больше встречаем трудностей".

    9. На ту же тему старец сказал: "Раньше за кушаком у людей был нож. Они называли его "молодцом" и резали им все, что хотели. Теперь придумали механизмы, а руки у людей остаются без работы, поэтому болят и требуют массажа". Недавно он написал о пленении человека механизмами следующее: "Поскольку человеческие удобства превзошли всякую меру, то они стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; из человека сделали машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными".

    10. Старец сказал: "Современный человек вывел химикатами сверчков, которые уничтожали комаров. Затем он сделал сверчков на батарейках и ультразвуке. Что же сказать на это? Человек химикатами причинил вред природе. Теперь мы едим помидоры и огурцы в январе месяце. Это не на пользу, потому что химикаты и гормоны приносят вред".

    11. Старец сказал: "Ныне человек искалечил природу. Ты видишь, здесь, на Святой Горе, деревья прекрасны. Одни маленькие, другие побольше. Другая растительность, видишь, тоже со множеством оттенков. Везде большое разнообразие. Но если ты едешь по Халкидикам, где деревья сажают люди, то видишь, что эти деревья похожи на итальянских солдат 1940 года. Они единообразны, и в этом нет красоты".

    12. Из беседы старца с его посетителями-мирянами: - Отче, мы боремся со множеством семейных проблем. - Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что, чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье. - Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду? - Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи. - Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает. - Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка - вот что мы должны понять. Пусть работает только один член семьи, и мы будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

    13. Старец сказал: "Один старик 78-ми лет, когда после смерти его жены не прошло еще и сорока дней, просил меня помолиться, дабы помог ему Бог найти молодую и религиозную женщину и жениться снова. "Но о чем же ты думаешь? - говорю я ему. - Ты разве не видишь здесь монахов, с детства посвятивших всю свою жизнь девству? А ты хочешь жениться снова? Но когда же ты позаботишься о своей душе?" Что же сказать на это? Видите, что было у него на уме?"

    14. Старец сказал: "Насколько удаляются люди от простой, естественной жизни и предаются роскоши, настолько они умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка".

    15. Старец, обращаясь к мирянам, сказал: "Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов".

    16. Своему посетителю, у которого были частые головные боли, старец сказал: "Будь очень внимательным, чтобы не впасть в худшую болезнь. Пойди в супермаркет и купи немного равнодушия. Знай к тому же, что одной веры недостаточно. Нужно еще и доверие Богу".

    17. Старец сказал: "Раньше люди прививали дикие деревья у тропинок, чтобы последующие поколения, вкушая от их плодов, прощали бы умерших предков. Сегодня все хотят полностью обеспечить себя сами, а в конечном итоге этого никто не может сделать".

    18. Вспоминая с сожалением о прежних временах Афона и, вообще, мира, отец Паисий пишет следующее, вполне достойное внимания читателя: "Двадцать лет назад можно было найти простоту, часто встречавшуюся в Саду Божией Матери, и это благоухание простоты отцов собирало набожных людей и питало их, и они, подражая пчелам, приносили и другим это духовное благословение для их духовной пользы. И где бы ты ни проходил, везде можно было услышать рассказы о чудесах и небесных явлениях, передаваемые с большой простотой, потому что отцы их считали вполне естественными. Жившему в этой духовной атмосфере благодати никогда не мог прийти помысел сомнения в слышанном, потому что и сам он мог переживать кое-что из того. Но к нему не приходил помысел и записать или удержать в памяти для потомков те божественные события, потому что он полагал, что такая благодатная атмосфера будет всегда. Кто мог знать, что спустя немного лет большинство народа будет обезображено большой ученостью и безверием, и дойдет до того, что чудеса будут почитать мифами старого времени".

    19. Старец сказал: "Только примирение с Богом может принести мир".

    Об испытаниях

    1. Старец писал: "Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам".

    2. Старец сказал: "Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: "Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить". Он с готовностью принял мой совет, и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека. Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились".

    3. Старец сказал: "Есть в мире великое зло, не замечаемое нами. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к исповедникам".

    4. Старец сказал: "Бог дает нам множество возможностей заработать рай, но мы эти возможности не используем и не принимаем. Будем принимать все испытания с терпением и смирением, благодаря и славословя Бога. Будем стараться быть всегда с Богом и не удаляться от Него, ибо вдали от Бога нет спасения".

    5. Снова старец сказал: "Бог попускает человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое, клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того, кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем, потому что он становится причиной умножения нашей награды в иной жизни. Бог попускаемыми Им испытаниями готовит нас к Своему небесному царству, чтобы мы имели в руке паспорт испытаний".

    6. Старец писал: "Бог попускает некоторым праведникам быть оклеветанными для того, чтобы виновные не приходили в отчаяние. Великая любовь Божия, чтобы не погибла какая-нибудь немощная душа, попускает и праведникам быть осужденными и оклеветанными, но в конце бывает являема истина".

    Разное

    1. Старец сказал: "Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал просимое нами, мы, прежде всего, должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода для большой ссоры. Мы открываем дверь сатане и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море".

    2. Старец сказал о сопротивлении возникающим нравственным соблазнам: "Требуется внимание. Брату нужно помочь. Будем принимать то, что он говорит в свое оправдание, и помогать с любовью. А если все будут его презирать, то что же тогда получится? Нет дороги на Луну, чтобы убежать ему туда. Нужны внимание и любовь. Мы должны встать на место другого, чтобы понять его".

    3. Высказывания старца: "Не пропадет ни наш народ, ни Православие". "Обратите внимание, как прекрасны звезды. Посмотрите и на городские огни. Никакого сравнения. Городские огни утомляют, потому что нет в них красоты". "Скоро люди будут входить в ракету и в несколько минут достигать Франции. Но это неправильно, это сумасшествие". "Дарование Божие не нужно делать своим собственным. Будем употреблять его и на благо других. Когда же мы делаем его своим собственным, тогда входят в нас эгоизм и гордость, и Христос будет вынужден подтянуть болтик, чтобы мы смирились".

    4. Я спросил старца, не приедет ли он в Коницу, чтобы мы познакомились с ним поближе, но он ответил: "Ба, да автомобиль сейчас уже ветхий, сломанный. И теперь, несмотря на его поломку, в нем много пассажиров...".

    5. На вопрос, за какую партию должны голосовать христиане, старец ответил иносказательно: "Предпочитайте надкушенные оливки. Если таких нет, то предпочитайте те, которые хотя бы немного надкушены, потому что по ним видно, что это за оливки".

    6. Старец сказал: "Я получаю много писем от больных раком, сердечников и душевнобольных. Они просят меня помолиться. Да, великое страдание. На письма я не отвечаю, потому что их много, и я не успеваю с ответами".

    7. Старец сказал: "Неофиты стараются оправдать ошибки своей жизни, используя творения Святых Отцов. Они превратно толкуют Священное Писание, чтобы оправдать ветхого человека. Они оправдывают свои грехи фальшивым и подогнанным под их мерки христианством".

    8. Старец сказал: "Диавол всегда внушает нам сравнивать себя с тем, кто хуже нас". И в другой раз он сказал: "Великую тайну скрывает диавол".

    9. Обращаясь к семинаристам, старец сказал: "Священники не заботятся о том, чтоб были наполнены маленькие церкви, а хотят строить большие церкви, чтобы казалось, будто бы они заняты делом".

    10. Полезные советы старца, в особенности же для духовников и родителей: "Деревце подвязывают мягкой травой, а не проволокой, иначе повреждается кора и оно засыхает, и ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы не засохнуть ему духовно". "Живой и эгоистичный юноша не должен резко смиряться старцем, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, которое имеет в себе много соков, когда у него подрезают много ветвей".

    11. Особенно полезен следующий совет старца: "В то время, когда твое духовное древо мало и низки его ветви, приими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени".

    12. Старец сказал: "Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье". И в другой раз он сказал: "Когда разрушится семья, будет разрушено все, и духовенство, и монашество".

    13. Об обычных разногласиях между супругами старец сказал: "Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком". И в другой раз он сказал: "Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний".

    14. Старец сказал: "Родить детей легко, а воспитать трудно".

    15. Старец сказал: "Часто государство из орла, которым оно должно быть, превращается в ворона, разрывающего своих граждан. На словах оно готово умереть за них, но в действительности не делает ничего".

    16. Старец сказал: "Никогда не будем осуждать. Когда мы видим кого-нибудь падающим в грех, будем плакать и просить Бога его простить. Если мы судим ошибки других, значит наше душевное зрение еще не очистилось. Помогающий своему ближнему получает помощь от Бога. Осуждающий своего ближнего с завистью и злобой имеет своим судьей Бога. Никого не будем осуждать. Всех будем считать святыми, и только самих себя - грешниками. Осуждение бывает не только словом, но и умом, и внутренним расположением сердца. Внутреннее расположение задает тон нашим мыслям и словам. Во всяком случае, для нас выгоднее быть сдержанными в своих суждениях, чтобы не впасть в осуждение; иными словами, будем избегать приближения к огню, иначе же мы либо обожгемся, либо закоптимся. Лучше всего осуждать всегда самих себя, и прекратить заниматься другими".

    17. Всесилие Бога не останавливается там, куда едва может достичь человеческая логика, но идет дальше нее. Поэтому чудеса и называются чудесами.

    18. Святые Отцы нам говорят, чтобы мы очень осторожно относились к видениям, потому что они бывают и от лукавого, и мы, чтобы не впасть в прелесть, должны отличать добро от зла! К примеру, они говорят, что божественный свет белый, а свет лукавого - красный.

    19. Также Святые Отцы говорят, что Ангел Божий расточает радость, а лукавый, принявший вид Ангела, приносит беспокойство. Но что делает лукавый? Он возбуждает сердце плотской радостью и прельщает человека, не вкусившего небесного божественного ликования, этого вида плотской радостью, чтобы он не мог отличить радость божественную от радости плотской.Поэтому хорошо смотреть на видения сквозь призму святоотеческого рассуждения, не давая своих собственных совершенно логических толкований.

    20. Часто мы видим и послушников великих старцев, которые не могут изложить того, что имел в виду их духовник, несмотря на то, что они прожили подле его много лет, и писания их старца написаны разборчиво и на современном им языке.

    21. К сожалению, в наше время мы тут же судим поверхностно и согрешаем. В прежние же времена духовные люди, чтобы высказать свое мнение, сперва должны были много молиться, а, если они были миряне, то долго размышлять.

    22. Старец сказал: «Вместо того чтобы тебя всегда убивала совесть, лучше быть убитым однажды».

    Духовный мед


    1. Посетителям, которые не ходили регулярно в церковь и оправдывали себя тем, что они якобы устают или дремлют во время службы или что они не могут по причине множества народа сосредоточиться на молитве, Старец сказал: «Церковь похожа на корабль. Поднимешься на корабль, забудешься, задремлешь и заснешь, а он тебя везет и привезет на другую сторону. Нужно только на него подняться».

    2. Старец сказал: «Многие говорят так: “Сначала устроюсь, разрешу все свои проблемы, а потом начну ходить в церковь”. Это оправдание. В церкви ты получаешь благословение. Не откладывай получение благословения до тех пор, пока не решатся все твои проблемы. Сначала получи благословение, а потом устраивай все свои дела».

    3. В другой раз Старец сказал: «Некоторые говорят, что не ходят в церковь, потому что там много народу, что им поэтому достаточно зайти в какую-нибудь часовню и поставить свечку. Но ведь и в раю будет много народу. Это означает, что мы не должны пойти и туда?».

    4. Старец сказал: «Не бойся за людей, у которых мягкое сердце. Им заплатит Христос. Печалься о жестокосердных».

    5. О людях, которые грешат и не имеют страха Божия, Старец сказал: «Бог не убивает зла. Зло само убивает себя. Бог не убивает злого человека. Сами дела ведут его к смерти».

    6. Старец сказал: «Добро сияет. Добрый человек виден издалека, и с этим соглашаются все. Приходит час, когда даже те, кто когда-то смеялся над ним или презирал его, разыскивают его. К примеру, пьяницы и игроки в карты, когда нуждаются в человеке, который устроил бы их дела, произвел раздел их полей – в общем, совершил бы для них какую-нибудь работу, ищут хорошего человека. Так же поступают и те, кто хочет женить своих детей. Они не ходят по барам в поисках жениха или невесты для своего ребенка. Они ищут хороших людей».

    7. Обращаясь к родителям, Старец сказал: «Не давите на своих детей без рассуждения. Я подвязываю свои помидоры тряпочкой. Если бы я подвязывал их проволокой, то порезал бы. Здесь необходимо внимание». «У детей сегодня мощный мотор, но квадратные колеса, поэтому, для того чтобы сдвинуться с места, им нужна помощь».

    8. Старец сказал: «Нервы – это зло для человека. Но если пожелать, то можно использовать их по достоинству, и тогда зло станет добром. Нервный человек принимает великие решения. Он может стать великим преступником, но может стать и великим святым. В то время как спокойный человек не становится ни великим преступником, ни великим святым. Будем обращать свои нервы против своих страстей».

    9. О нынешнем времени Старец сказал: «Пришло время Ноя. Бог призывает нас войти в Его ковчег, в Церковь. Будем очень внимательны. Плевелы стали отделяться от пшеницы. Наше время – это печь, очищающая золото. Постепенно от золота остается 18 каратов, потом 14 и так далее».

    10. Старец сказал: «Жизнь – это не пикник. В жизни есть и радости, и скорби. Мы не имеем права забывать Бога».

    11. Для доказательства существования души Старец использовал следующий пример: «Когда мы радуемся или страдаем, то радуется или страдает душа, а не тело. Когда мы порежемся или ударимся, то чувствуем это сразу. Но когда мы умрем, сколько бы нас ни били, тело наше не будет этого чувствовать, потому что не будет души».

    12. Старец сказал своему посетителю: «Если помыслишь о том, что все, что вокруг тебя,– это мусор, то получишь пользу и духовную помощь».

    13. Старец часто подчеркивал следующее: «Не будем говорить о новом времени. Если бы мы вернулись в старину с ее повозками, то были бы лучше».

    14. Когда в семье работают оба супруга, то создаются проблемы. Старец говорил, что работать должен лишь один и что нужно довольствоваться немногим.

    15. На вопрос, что он думает о внешних угрозах, которые окружают нашу страну, Старец ответил: «Если бы Бог оставил судьбу Греции и Православия в наших руках, то погибло бы и то, и другое. Бог попускает все это для того, чтобы мы очнулись от сна. Теперь мы сдаем экзамены».

    16. О силе теплой молитвы Старец рассказал своему посетителю следующее: «Был один юноша, очень верующий, у которого отец был неверующим. Это доставляло ему большую скорбь. Но он много молился, чтобы Бог даровал отцу покаяние. Вот отец его заболевает, и он отвозит его в клинику “Эвангелизмос”[2], в Афины. Там он снова всячески старался убедить его поисповедоваться, но напрасно. Тогда он продолжил молитву.

    17. Во время обследований в клинике отец умирает. Приходят медсестры, врачи, подтверждают его смерть и дают указание отвезти его в морг. А юноша продолжал свою молитву, как будто ничего не случилось. “Боже мой, даруй покаяние моему отцу”,– говорил он без остановки. Не успели отца доставить в морг, как он вернулся к жизни. Понимаешь ли ты, что произошло? Этот человек прожил еще три года и ушел в мир иной с полным покаянием. Вот что делает вера и молитва».

    18. На вопрос, как можно привести к вере во Христа человека, который не воспринимает слова, Старец ответил: «Одних лишь слов недостаточно. Раньше, для того чтобы оштукатурить стену, употребляли не только раствор. Использовали и солому, которая скрепляла штукатурку. А в побелку, чтобы она лучше держалась на штукатурке, добавляли козью шерсть. Итак, кроме слов нужен еще и пример. А над всем должна быть молитва, которая скрепляла бы старание». И в другой раз он сказал: «Помогите грешникам настроиться на другую частоту».

    Посетителю, ребенок которого имел хроническое заболевание, Сарец сказал: «Терпение. Тебе потребуется меньше баллов для прохода в рай». Другому человеку, у которого была иная проблема, он сказал: «Терпи. Ты имеешь право на то, чтобы все было хорошо».

    19. Старец сказал кому-то, кто сильно переживал: «Не вспоминай о зимнем холоде, иначе будешь мерзнуть и в августе».

    --------------------------------------------------------------------------------

    [1] В книге "Афонский старец Хаджи-Георгий".

    [2] Эта клиника находится в центре Афин в непосредственной близости от монастыря Петраки, на территории которого располагается здание Синода Элладской Православной Церкви. В «Эвангелизмос» («Благовещение») в больничной часовне на протяжении многих лет служил известный своей святой жизнью старец, иеромонах Порфирий (Байрактарис; 1906–1991).– Ред.