БИБЛИЯ   
ПУТЬ ПОНИМАНИЯ   
История избранного народа   

История избранного народа

Краткая история избранного народа.


Происхождение термина «еврей»:

Первая точка зрения: термин существовал уже при поселении в Египте, от египетского «apiru» — «пришелец».

Вторая т.з.: Авраам пришел с «другой стороны» (eber) реки Евфрат.

Третья т.з.: «иври» указывает на происхождение Авраама из Эвера.

Четвертая: в Пятикнижии «еврей» означает «сын Израиля» и подчеркивает статус представителя народа избранного.

Основные вехи библейской истории:

- Допотопная история
-Эпоха Патриархов (20-17 вв. до Р.Х., продолжалась около 250 лет)
-Переселение в Египет (16 -14 вв., около 210 лет)
-Исход из Египта (14 в.)
-Завоевание Ханаана (около 13 в., приблизительно 14 лет)
-Эпоха Судей (12-11 вв., около 300 лет)
-Период объединенного царства (11-10 вв., ок. 80 лет): Саул (1029-1005), Давид, Соломон.
-Эпоха Первого Храма:
-Период Израильского и Иудейского царств (978-722гг)
-Вавилонское пленение (586-537 гг.)
-Эпоха Второго Храма (6-1 вв.).
Как составлялся Ветхозаветный Священный канон.

Ясные свидетельства о том, как составлялся библейский канон мало, они-то и дают руководственную нить в изучении этого вопроса: в Священном Писании и иудейском и христианском Предании есть указания на место хранения священных книг – это иудейское святилище (скиния и Иерусалимский храм). У древних народов был обычай хранить особо важные книги в храмах по уважению к храмам и недоступности их для входа непосвященных. Они являлись самым лучшим по неприкосновенности и сохранности помещением для хранения редких письменных памятников.

Пророк Моисей был весьма образованным человеком (Деян 7:22) и знал этот обычай, к тому же, возможно, получил прямое повеление Бога назначить скинию, Святое Святых местом хранения его книги (т.е. Пятикнижия) ввиду ее богодухновенного происхождения и особого значения для будущего. Во Втор.31:9 и далее читаем повеление Моисея:
  1. хранить книгу в Святое Святых одесную Ковчега; что свидетельствует о высочайшем священном достоинстве книги Моисея, т.к. в это место мог входить только первосвященник и лишь один раз в год, а одесную Ковчега хранили только высокочтимые предметы;
  2. читать в определенные дни евреям; из чего понятно жизненное значение ее для евреев и обязательность для последних знать и исполнять;
  3. признать ее свидетельством народу о его жестокостях, т.е. признать ее богооткровенный пророческий характер, признать книгу зеркалом поведения народа.

Ветхозаветное священство.


В Библии, для обозначения священства, начиная с Мельхиседека, используется слово «kohen». Слово происходит от общесемитического глагола «предстоять, стоять прямо против чего-либо или кого-либо». Если речь идет о священнике, то имеется в виду «стоящий впереди, предстоящий перед Богом». В Библии слово «kohen» употребляется не только для обозначения еврейского священника, но и служителей языческих культов (Быт.41:45, Исх.2:16, 1Цар.5:5).

Если исходить из филологического анализа данного глагола, то в качестве основных признаков священства можно выделить:

1)предстательство перед Богом от лица народа, посредничество в религиозном союзе со стороны народа;

2)учрежденность, установленность.
Прежде чем начать разговор собственно об иерархическом священстве, можно сказать несколько слов об истории пастырства, начиная от сотворения мира. По мнению некоторых ученых, богословов, Сам Бог исполнял роль пастыря в раю.

Блаженный Августин: «Жертвоприношения существовали еще в раю: жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения. Они носили характер преданности Господу, давали благодатные силы для духовного развития первых людей».
Первыми жертвоприносителями, согласно Священному Писанию, были Каин и Авель (Быт.4:3-4).
Истребление народов Земли Обетованной по повелению Бога.
               

А в городах сих народов, которых Бог твой дает тебе
во владение, не оставляй в живых ни одной души;
но предай их заклятию: Хеттеев, и Амореев, и Хананеев,
и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Бог
твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости,
какие они делали для богов своих, и дабы вы не
грешили пред Господом, Богом вашим (Втор.20:16-18)

…не вступай с ними в союз и не щади их (7:2).
…да не пощадит их глаз твой (7:16).

Ханаан – западная часть Плодородного полумесяца. В библейское время Ханааном звалась страна к западу от Иордана. До еврейского завоевания была населена хананеями, хеттеями, иевусеями, амореями. Ханаан – это и есть та самая Земля Обетованная, обещанная Богом народу избранному, к которой Моисей вел народ долгие сорок лет.

Земля Обетованная с древности была густо заселена потомками Ханаана, сына Хамова. У Ханаана было 11 сыновей, от которых произошло 11 племен, четыре племени жили в Сирии и Финикии, семь (хетты, иевусеи, амореи, гергесеи, евеи, хананеи, ферезеи) – в Палестине.

Южная часть приморской равнины была заселена филистимлянами, которые в одно время приобрели такое могущество, что страна стала называться Палестиной (филистимляне – пелиштим, от которого – Палестина). Язык этих народов был близок и понятен евреям, а в некоторых местах даже сохранилась истинная религия (Мелхиседек; филистимский царь Авимелех – Бытие 21:22-23), но в большинстве своем народы той земли были идолопоклонниками. Образцом для всех в этом отношении служили финикияне: они боготворили природу в лице Ваала (солнце) и Астарты (луна). Ваал и Астарта почитались не как небесные светила, а как производительные силы природы, возбуждающие к плодоношению землю, животных и человека. Имелись и низшие боги: семь известных тогда планет и восьмой бог Асмун (змей, бог – целитель). Главную роль в служении богам играли женщины. Жертвенники и капища устраивали на горах, под деревьями. Главным предметом почитания служил установленный в каждом капище конусообразный камень, символизирующий оплодотворяющий орган. В конце осени отмечали праздник печали, отличавшийся высокой степенью распутства: женщины в течение семи дней, т.н. называемых дней скорби, искали исчезнувшего Ваала, рвали волосы, ударяли в грудь, жрецы резали себе тело ножами и кололи копьями. В конце же скорби возвещалась радость: «Жив Ваал!» Тогда на радостях девицы жертвовали честью за деньги, которые приносились в жертву Астарте. При храмах всегда были блудницы, которых называли «просвещенные». В честь Астарты мужчины оскопляли себя и надевали женские одежды, чтобы уподобиться богу, который одновременно и Ваал и Астарта
Жертвоприношение Исаака


Ни один великий человек не забыт, но каждый бывает велик по-своему, и каждый соответственно величию того, что он любил. Тот, кто любил себя самого себя, стал великим сам по себе; кто любил других – стал велик своей преданностью; но тот, кто любил Бога, будет превознесен выше всех.

Каждый будет жить в памяти, но каждый будет превознесен соответственно своему чаянию. Один станет великим, ожидая возможного, другой – чая вечного. Но тот, кто чает невозможного, станет выше всех.
Были люди великие своей надеждою, и великие своей любовью, но выше всех был Авраам,- он был велик тою силой, суть которой бессилие, велик тою мудростью, тайна которой несообразность, велик тою надеждой, форма которой безумие, велик тою любовью, которая есть ненависть к самому себе.

С верою вышел Авраам из земли отцов своих и стал пришельцем в земле обетованной. Одно оставил позади себя и одно взял с собою: позади – свой земной разум, а с собой – веру, а иначе и не двинулся бы в этот нерадостный путь. С верой стал пришельцем в земле обетованной, где ничто не напоминало ему о родном, но все искушало его душу новизною, все наводило его на грусть и тоску. Были и другие отторгнутые от земли своих предков, которая была им дорога. И они не забыты, как не забыты их жалобные песни. Авраам не оставил жалобных песен. И жаловаться, плакать с плачущими свойственно человеку, но куда выше верить и куда блаженнее созерцать верующего
Древнееврейские религиозно-политические секты


Фарисеи – одна из трех самых известных древнееврейских религиозно-политических сект или философских школ (как называет их Иосиф Флавий во 2-й книге «Иудейская война», глава 8), возникших в эпоху расцвета Маккавеев (2 в. до Р.Х.).

«Фарисей» — возможно, слово образовано от глагола «отделяться» — «отделенные». Изначально это прозвище употреблялось в их адрес противниками – саддукеями, которые имели в виду оскорбить их обидным прозвищем «отступники», «еретики». Позже это название приобрело уважительный оттенок. Теперь стало именем нарицательным и снова с отрицательной коннотацией. Исследователи полагают, что сами себя представители данного движения так не называли.

Истоки учения фарисеев.

До Вавилонского плена между священниками и пророками велась постоянная борьба. Дело в том, что многие священники, из соображения личной выгоды, стояли за только обрядовую религию, отстаивали культ жертвоприношений. Пророки же в своих проповедях провозглашали, что Богу угодно не это, что Ему можно угодить лишь безусловной правдой и любовью к ближним. Кроме того, пророки учили основам этического монотеизма: нравственное усовершенствование есть удел не только евреев, а их богоизбранность только в том, что они первые постигли истину и должны распространить теперь это знание повсюду.

После Вавилонского плена голос пророков замолк, а с ним и этическая религия угасла. Малочисленные и находящиеся в рассеянии евреи оказались в опасности перестать быть тем, чем должны по замыслу Божию.
Тогда-то Ездра, видевший в исполнении Моисеева Закона спасение народа, основывает новое направление. А в законе Моисеевом этот богоизбранный муж видел гармоничное сочетание обрядовой религии священников и этической религии пророков.

Ездра создает всенародное собрание, которое письменно подтвердило обязательность исполнения Моисеева Закона во всех подробностях на вечные времена. Т.о., вслед за Ездрой и его последователями, народ снова возгорелся верою в Единого Бога и желанием исполнять весь Закон, и нравственные его принципы, и внешние обряды. Возгорелся и стал исполнять все мелочно и скрупулезно, ставя все чаще в один ряд высшие законы и обряды, установленные только из практической пользы (например, мыть руки) или для изолирования народа Божия от окружающих народов, превращая законные установления в предрассудки.

Но Закон Моисеев призван был изолировать евреев от древних язычников, поэтому его оказалось недостаточно для ограждения народа и истинной религии от новых соблазнов, в частности от персов с их зороастризмом и от столь привлекательного и жизнерадостного эллинизма. И тогда духовные руководители народа, исключительно из добрых побуждений, для приспособления к новым обстоятельствам жизни, устанавливают систему охранительных запретов, дополнений к закону.
Ур и Палестина времен патриарха Авраама


«И взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота, сына Аронова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Авраама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан; но, дойдя до Харрана, они остались там» (Быт.11:31-32).

Ур – город, где родился патриарх Авраам, где он вырос, возмужал. Город, где ему явился Господь и повелел идти в землю Ханаанскую. (Здесь могут возникнуть противоречия. Согласно Библии – Быт.11:31-32 – из Ура выходит Фарра, отец Авраама, «… чтобы идти в землю Ханаанскую…», но «остановились в Харране…» И только в Харране, когда уже умер Фарра, Аврааму является Бог (Быт.12:1-3). А мученик Стефан в речи к иудеям говорит: «…Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения в Харран…» (Деян.7:2,4). «Что же,- восклицает свт. Иоанн Златоуст, — Божественное Писание противоречить само себе? [Беседа 31 на книгу Бытия]. Да не будет; но должно заключить, что, т.к. сын (Авраам) был боголюбив, то Бог, явившись ему, повелел переселиться из Месопотамии. Узнав это, Фарра, отец его, хотя был и неверующим, по любви к сыну решился выйти вместе с ним…пришел в Харран и скончался…Тогда-то, по кончине Фарры, Бог и является снова»).

Авраам покидает Ур, будучи уже взрослым мужчиной, женатым, вполне сформировавшимся. Каким был Авраам, покидая город своего детства, каким он вошел в землю Ханаан? Авраам был таким человеком, который сумел, проведя много лет в городе Уре, сумел сохранить верность Единому Богу. А каким же тогда был город Ур?
Ур Халдейский или Ур Касдим находился в Южной Месопотамии и был одним из древнейших городов Двуречья: город существовал уже к середине 4 тыс. до Р.Х. [Леонид Гомберг. Авраам в Уре]. «Ур был сказочным городом. Морские суда шли из Персидского залива вверх по Евфрату, везя с собой золото, медь, слоновую кость из Индии и направляясь на восток закупать нужные товары…» [Роберт И.Эдвардс. Археология времен Авраама].
Название «касдим», или халдеи, обычно подразумевает группу независимых семитических племен, родственных арамеям, говорящих на арамейском наречии. Появились в Месопотамии не раньше 10 века до Р.Х., т.е. уже после того, как город покинул патриарх Авраам. К середине 2 тыс. до Р.Х. Ур потерял свое былое промышленное и культурное значение. А терять было что.

Ур и Двуречье времен патриарха Авраама (2 тыс. до Р.Х.).

Тогда у власти стоял Хаммурапи (1792-1750). Бронзовый век принес с собой рост производительности труда в земледелии, ирригационная система достигла высокого уровня развития: сеть каналов и плотин протянулась от Тигра до Евфрата.

Развивалось и скотоводство, человеку помогали ослы, мулы, лошади, быки (пахота).

В городе жили ремесленники самых различных специальностей: изготовители кирпича, кузнецы, плотники, строители, ткачи, гончары.
Торговое дело не стояло на месте, все чаще вместо натурального обмена использовалось серебро, на которое можно было купить хлеб, масло, финики, шерсть. Купцы плавали морем в Индию, Эфиопию, Испанию.
Первосвященник. Священник. Левит.


Когда пророк Моисей «взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета…и пробыл на горе 40 дней и 40 ночей, хлеба не ел и воды не пил… сказал ему Господь: встань, пойди … ибо развратился народ твой…»(Втор. 9:9,12).

А народ, «когда увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и просил сделать им бога … ибо с Моисеем не знаем, что сделалось…и сделали золотого тельца…и поклонились ему» (Исх.32:1,4,8). Спустившись, Моисей воспламенился гневом…и сказал: кто Господень, иди ко Мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх.32:26).

За то, что не поклонились тельцу золотому, были сыны Левия посвящены на службу Господу.

Всем известно, что народ Божий делился на 12 колен, родоначальниками которых стали 12 сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Исахар, Завулон, Иосиф, Вениамин, Дан, Неффалим, Гад, Ашер. Кроме того, сыновей Иосифа (Манассию и Ефрема) Иаков возвел в родоначальники двух самостоятельных колен, вместо отца их Иосифа. Итого, 13 колен (Быт.48:5). Но колено Левия было посвящено, как уже сказано выше, на особое служение за их ревность по Богу. Сыны колена Левиина не входили в число боеспособных мужчин (Числ.1:47), не имели удела в Земле Обетованной (Числ.26:57,62).

Левий – третий сын Иакова (Быт.29:4). Имел трех сыновей, от которых пошли три левитских племени, и дочь Иохаведу, которая родила Аарона и Моисея.
Первохристианское богослужение.


«Каждый день единодушно пребывали они во храме и, преломляя хлеб по домам, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46).

Первое упоминание об Апостольском богослужении (1 Кор.10:16-17,11:20-34) относится примерно к 55 году по Р.Х. Оно являлось точным воспроизведением Тайной вечери, а Тайная вечеря генетически связана с ритуальной иудейской трапезой. Назывались такие вечери – «хлебопреломление» или «агапа» — в переводе означает «вечеря любви». Евхаристия была включена в общую трапезу: сначала христиане вкушали обычную пищу, потом, по ходу трапезы, совершали обряд благословения, преломляли евхаристический хлеб и пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Не было еще обрядовой обстановки, литургического чина, престола, жертвенника.

Т.о. одним из аспектов, определивших становление христианского богослужения, была Тайная вечеря, которую совершили Спаситель со Своими учениками незадолго до Его ареста. Сама же Тайная вечеря, в свою очередь, отразила в себе ветхозаветный пасхальный ритуал (поскольку это было время Пасхи):

-в Пасху иудеи обращались к  прошлому (воспоминание Египетского плена), и к будущему (чаяние Израиля, ожидание Мессии и Его Царства). Так и первые христиане, по научению Апостолов, собираясь по домам, вспоминали события, предшествовавшие Крестным страданиям и Воскресению, и обращались к будущему: «Всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»; и сама такая трапеза была образом грядущего Царствия Божия, которое есть праздничный пир.

-на иудейской трапезе вкушали хлеб, благодаря Бога за него. И первые христиане преломляли хлеб, но наполняли это действие уже новым смыслом, как и научил Спаситель: «Сие есть Тело Мое…». Сначала хлеб приносили с собой (например, в Коринфской общине) вместе с обычной едой для обычного ужина. Но постепенно первые христиане, наученные Апостолами и предстоятелями общин, разглядели в преломлении хлеба истинный смысл: стать членом Единого Тела Христова – Церкви.

-иудеи совместно пили вино. На христианской вечере тоже была общая чаша, от которой, по завещанию Господа, «пили все, ибо то была Кровь Его Нового Завета…».
Книга Есфирь
.



Есфирь – центральный персонаж одноименной канонической ветхозаветной книги, прекрасная еврейка из колена Вениаминова, ставшая любимой женой персидского царя Артаксеркса и спасшая свой народ от истребления. Имя Есфирь происходит от «астир» — «звезда» или от имени персидской богини Иштар (Астарта), потому что красота Есфири была сравнима с красотой этой богини. Но на иврите ее имя – Гадасса – имеет тот же корень, что и слово «спрятанный», т.е. «та, которая была сокрыта».
Гадасса рано осиротела. «По смерти отца ее и матери ее Мардохей взял ее к себе вместо дочери» (Есф.2:7). Мардохей был ее двоюродным братом. Переселенный из Иерусалима вместе c иудейским царем Иехонией, Мардохей жил в Сузах, престольном городе персидского царя Артаксеркса, и служил при царском дворце (2:5-6).

Когда царь Артаксеркс за проявленную его женой Астинью строптивость лишил ее царского достоинства и приказал собрать красавиц со всего царства, чтобы выбрать из них новую царицу, красавица Есфирь оказалась в числе соискательниц. Повинуясь приказанию двоюродного брата, она «не сказывала … ни о народе своем, ни о родстве своем» (2:10). Представ, когда пришел ее черед, перед Артаксерксом, она так понравилась царственному жениху, что «полюбил царь Есфирь более всех жен…и возложил царский венец на голову ее» (2:17). Тогда она получила имя Есфирь, что по одному из переводов с персидского означает «цветок». Во время одного из пиров, устроенных Артаксерксом в честь новой царицы, Мардохей, сидевший у царских ворот вместе с двумя охранявшими дворец евнухами, «услышал разговоры их…и узнал, что они готовятся наложить руки на царя» (2:21). Мардохей немедленно сообщил о заговоре Есфири, а та сказала своему царственному супругу. Проведенное по царскому приказу расследование подтвердило вину евнухов, и они были повешены. «И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя» (2:23).
Книга Руфь


Книга Руфь – это восьмая книга Ветхого Завета. Название книги обусловлено тем, что она содержит историю Руфи.

Руфь – это женщина родом моавитянка, которая отказалась от родства и отеческого суеверия и обратилась к истинному богопочитанию, переселилась в Вифлеем Иудейский, где сочеталась браком с Воозом, представителем Иудина колена. От нее производится родство Давида следующим образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид родил Иессея, Иессей – Давида.

В еврейской Библии книга Руфь находится в третьей части ветхозаветного канона после Псалтири, Притчей, книги Иова и Песни Песней. Скорее всего, как предполагает Лопухин, это ее первоначальное положение. Эта книга входит в число «Пяти свитков» (ивр. «мегилот») – книг, которые читаются в праздники. И до сих пор она во многих общинах читается в синагоге на утренней молитве праздника Шавуот. Целиком входит в антологию из книг письменной и устной Торы, которую изучают в ночь праздника Шавуот, когда празднуется дарование Торы и горы Синай.

В греческой Библии книга Руфь – каноническая книга, помещающаяся сразу за книгой Судей и перед книгами Царств.

Святитель Иоанн Златоуст в Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь: «пророческие книги суть: 16 пророков, Руфь и Давид».

© 2003-2011 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова