БИБЛИЯ   
ПУТЬ ПОНИМАНИЯ   



Ветхий и Новый завет

Ветхий и Новый завет

Священное Писание представляет собой книгу, которая получила название «Библия», что в переводе с греческого, собственно, и означает «книга». Название это не случайно. Им подчеркивается совершенно особое значение Библии: это Книга книг, Книга с большой буквы, Книга жизни, потому что через эту Книгу с нами говорит Сам Бог — Творец и Источник Жизни.

Библия делится на две неравные по объему части. Первая и большая часть — Ветхий Завет, вторая — Новый Завет.

Ветхий Завет — это история спасения рода человеческого до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Новый Завет — история спасения, связанная с пришествием Спасителя.

В книгах Ветхого Завета рассказывается история избранного еврейского народа. Эта история именуется Священной, но не потому, что все люди, описываемые в ней, были святы; нет, она повествует не только о святости, но и грехе: о войнах, о преступлениях, об обмане, о насилии… Священной эта история называется потому, что в ней присутствует Божественное Начало. Дела Божии в истории святы, непогрешимы и спасительны. Священная история — это история взаимоотношений Бога и рода человеческого.

Современному человеку Библию понимать довольно трудно. В повествовании часто встречаются непривычные литературные формы, выражения и образы. В силу этого неподготовленный читатель недоуменно пожимает плечами и откладывает Библию в сторону как книгу малопонятную. В этом нет ничего удивительного — Библия содержит свидетельства об исторических событиях, одни из которых могут отстоять от нас, как полагают ученые, на три-четыре тысячи лет, другие же и вовсе теряются в дали времен. Именно к такой глубокой древности восходит часть текстов Священного Писания.


Что такое экзегеза

Термин «экзегеза» происходит от греческого слова exegesis (буквально «выведение»), со временем получившего специальное значение – «разъяснение», или «толкование». Такое словоупотребление засвидетельствовано уже для греческого языка классической эпохи. Экзегеза – одновременно и наука и искусство, и ее объектом могут выступать как священные, так и светские тексты. Наряду с толкованиями платоновских, гомеровских или шекспировских текстов существует также библейская экзегеза; во всех случаях задача экзегета заключается в том, чтобы как можно более точно и полно выявить смысл, вложенный в текст его автором. Еврейская традиция истолкования Священного Писания восходит по крайней мере к эпохе Ездры. Тора (Закон Моисеев) требовала определенной интерпретации, что привело к возникновению особого сословия «книжников» – учителей и толкователей Закона. Однако столь важная задача не могла осуществляться исключительно за счет умения или одаренности отдельных толкователей, поэтому со временем были выработаны формальные принципы и правила толкования и возникли школы экзегезы. В эпоху Иисуса Христа наиболее влиятельными толкователями Торы были фарисеи, и их интерпретация Закона, получившая окончательное выражение в Мишне, получила в иудаизме нормативный статус. Филон Александрийский, испытавший значительное влияние греческой философской и культурной традиции, разработал изощренный метод аллегорической библейской экзегезы, призванной продемонстрировать, что все писания Ветхого Завета имеют не только буквальный, но и более глубокий, «духовный» смысл, не противоречащий идеям греческой философии.
Переводы. Рукописи. Апокрифы.


Подлинников библейских книг нет, «подлинный» текст Библии составлен по исследованию множества древних рукописей. В наше время мы обладаем следующими видами рукописями Нового Завета: папирусы, унциальные рукописи (кодексы, пергаментные свитки), минускульные рукописи (курсивы), лекционарии (служебные книги для церковного богослужения).

Древнейшие рукописи Нового Завета датируются 4 в.н.э., что устанавливается на основе «стиля почерка» — т.е. палеографически. Среди них можно назвать: — Ватиканский кодекс (350-370 гг. н.э.). Возможно, создан в Италии. Это 759 хорошо сохранившихся пергаментных страниц, содержащих в т.ч. послание к Варнаве и апокрифы.                                 – Александрийский кодекс (400-450гг)
                                     — Синайский кодекс (около 350-370 гг.). Это единственный унциальный манускрипт (унциальными рукописями называют кодексы, пергаментные свитки, где текст вырезан заглавными греческими буквами), содержащий практически весь Новый Завет.
Толкование Священного Писания
.

Почему необходимо толковать Священное Писание? Библия – это целый мир идей, образов, впитавший множество традиций, имеющий свою символику, язык, структуру. Не все в этой книге лежит на поверхности. Библию недостаточно просто читать: как слово Божие, она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения.

Изучение необходимо, т.к. «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1Кор.2:9). Эти знания помогают глубже проникнуть в смысл Священного Писания.


Если есть обширные науки, изучающие творения классиков (дантоведение, шекспироведение, пушкинистика и т.д.), то Книга книг заслуживает еще более пристального внимания и изучения. Читать и изучать Библию следует как Слово Божие, которое дано людям не для удовлетворения их любознательности, а для научения в вере и жизни. Толкование должно быть согласно с догматикой и учением Церкви.
Канонические и неканонические книги Ветхого Завета


Главная черта, отличающая Библию от других книг, сообщающая высшую силу и непререкаемый авторитет, — это ее богодухновенность. Богодухновенность это сверхъестественное, божественное озарение, которое, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило его к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения. Благодаря этому Библия – не простой продукт человека, а как бы произведение Самого Бога.

Вот как писали о богодухновенности Писания мудрые мира сего:

- «Все Писание богодухновенно» (2 Тим.3:16);

- «Все Писания написаны не рабами, а Господом всех – Богом» (свт. Иоанн Златоуст);

- «Языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь» (свт. Григорий Великий);

- «Когда усомнишься в истине какого – либо лица или события, описанного в Священном Писании, вспомни, что «все Писание богодухновенно есть», как говорит апостол, значит – истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственные сказания, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь какое-нибудь сказание, изречение, слово, то ты погрешаешь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог» (св. прав. Иоанн Кронштадский).
Священное Писание и Богослужение


Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).


Пятикнижие

Книга Левит. Постановления о жертвах.
Книга «Левит». Постановления о жертвах
.

Третья книга Пятикнижия – это т.н. книга «Левит», известная в свое время также как «Закон священников» или «Закон жертв». Содержание книги относится к обязанностям священного Левиина колена в отношении отправления ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические подати и т.д. Книга Левит это большей частью сборник правил и установлений. В ней содержится только два повествовательных эпизода: смерть Надава и Авиуда (10:1-3) и казнь богохульника (24:10-23).

Здесь получают подробное развитие и продолжение постановления закона книги «Исход» (ее 2-й части).

Главная идея и цель данной книги – образование из Израиля общества Господня, которое состояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в Левит постановления:

1) жертвах (главы 1-7);

2) посвящении священнослужителей (главы 8-10);

3) чистом и нечистом (главы 11-16);

4) личной святости членов общества Господня в семейной и общественной жизни (главы 17-20);

5) святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и т.д. (главы 21-27).

Т.о. задача книги – освящение членов народа Божия. Главная мысль и смысл ее – «Будьте святы, ибо Я свят, говорит Господь». Левит раскрывает святость Божию и показывает путь стяжания ее.

Еще в книге «Исход» (гл.20:24) мы слышим призыв Господа: «Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирныя жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе и благословлю тебя».
Автором книги Левит, в которой подробно говорится о жертвах, видах их, способах приношения, считается пророк Моисей.

Но жертвоприношения существовали и до Моисея:

-Тесть Моисея – Иофор – священник в Мадиамской земле – приносит всесожжение (Исх.18:12);

-Моисей просит фараона отпустить народ в пустыню из Египта для жертвоприношения (Исх.3:12,18; 5:1,3,8,17).

-Моисей ставит жертвенник в пустыне Син (Исх.17:15), до повеления Исх. 20:24;

-у евреев были священники (Исх.19:22,24) до повеления Божия об избрании Аарона и его сыновей (Исх.28);

-жертвы Каина и Авеля (Бытие 4:3-4);

-Ной принес жертву Богу (Исх.8:20-21), в которой уже видны черты кровавых жертвоприношений: Ной устроил особый жертвенник, взял только чистых животных, жертвоприношение имело особый вид – всесожжение;

-Авраам приносил жертвы, а иначе он не понял бы повеления Бога (Бытие 22:2).

Многие богословы считали, что Бог установил кровавые жертвы еще через Адама. Одним их первых среди них был митрополит Московский Филарет, который считал, что Бог одел в кожаные ризы первых людей, принеся ради этого в жертву животное: «Бог научил человека и приносить в жертву животных, и обращать их кожи в одежду, чтобы сими жертвоприношениями он был вразумлен убивать в себе скотоподобные вожделения и страсти, имея перед очами будущую жертву победоносного Семени жены…»
Книга Левит. Постановления о праздниках.
Книга Левит. Ветхозаветные праздники.

Ветхозаветные праздники – это праздники, которые Бог установил для своего народа. Левит 23:1-2: «И сказал Господь Моисею, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания». По Слову Божию, неотъемлемой частью праздников Господних являлись Священные собрания. Все праздники начинались с него.

В ветхозаветные времена иудейский народ собирался в Божий Храм, где приносились обычные жертвы и всесожжения, пелись гимны во славу Бога, ритуалы, затем следовал праздничный пир.
Ветхозаветные иудейские праздники делились на ежегодные и дополнительные.

Ежегодные праздники: Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей. Все взрослые мужчины в эти дни должны были явиться к храму (Втор.16:16-17).

Пасха (Песах):
Установлен Богом в воспоминание того, как Господь вывел Свой народ их Египетского рабства (Исх.11:12). С этого дня начинается новая эра в истории Израиля. В результате посещения Божьего погибают первенцы египетские, т.к. они не Божии. И остаются в живых первенцы израильские, поскольку они посвящены Богу помазанием кровью. Т.о. человеку возвращается то, что человеком Богу отдано.

Праздник Пасхи продолжался 7 дней – для вящего укрепления в сознании народа и его отдельных членов важности Пасхи. Наиболее полно о ней можно прочитать в Исх.12:6,11,15-20, 23:15, 34:18. В книге Левит установления о Пасхе содержатся в гл.23:5-8.
Соотношения Ветхого и Нового Заветов
Соотношение Ветхого и Нового Заветов.


«Были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками. Они одни знали и возвестили людям истину,…говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство. Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки». Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем.

Что мы имеем в виду, произнося словосочетание «Ветхий Завет»? Во-первых, это договор, заключенный Богом с различными представителями древнего человечества, чтобы сохранить через них истинную веру. Сначала этим представителем явился Авраам – родоначальник избранного народа, который должен был принять на себя специальную историческую миссию – носителя истинной религии среди языческого мира. За сохранение истинной веры Аврааму обещано многочисленное потомство. Видимым знаком принятия завета стало обрезание. Это первая личная стадия договора.

Вторая стадия носила национальный характер. Она началась с выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, а его выражением стало Синайское законодательство.
Цель Завета – выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество. Иегова становится преимущественно царем израильского народа – теократия или богоправление.



© 2003-2011 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова